[Емельяненко Ольга Михайловна ]

«Глобальные проблемы современности»

Емельяненко Ольга Михайловна,

 учитель  биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №15.

 Емельяненко Ирина Александровна,

 учитель  географии, экономики

высшей квалификационной категории

 МБОУ СОШ №15.

  

Лучше всего образован тот,  кто больше всего

понимает о жизни,  в которой он находится.

 Хелен Келлер

 

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о глобальных экологических проблемах человечества и необходимости поиска  путей их разрешения.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность и причины глобальных экологическихпроблем.

  • Развивать умения работать с различными источниками информации, структурировать информацию, выделять главное,  обобщать, прогнозировать результаты  деятельности, делать выводы.

  • Выразить свое отношение к сложившейсяэкологической ситуации.

  • Способствовать формированию ответственного, гуманистически ценностного, гражданского сознания, соответствующего реальностям современного мира.

    Ценностные ориентиры: Решение глобальных проблем как условие дальнейшего существования цивилизации и выживания человечества.

    Оборудование:  интерактивная доска,  мультимедийный проектор, политическая карта мира, выставка книг, глобус с чёрными флажками, учебно-тематические карты, живые цветы, яблоко, маркеры, листы бумаги.

Подготовительный этап.

Занятие предполагает проведение предварительной работы в течение 1-2 недель:

  • формирование творческих групп учащихся по основным глобальным проблемам;

  • подбор материала о проблеме, причинах возникновения и мерах разрешения экологической ситуации.

  • создание мультимедийной презентацииучащимися каждой группы.

Структура и ход урока.

Таблица 1.

  • Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Время, мин.

    1

    Организационный момент.

    Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    - приветствуют учителя, настраиваются на урок.

    1 мин.

    2

    Мотивация и целеполагание.

    Создание проблемной ситуации.

    Определение понятия «глобальный характер проблемы».

    - Определение актуальности темы.

    - Чтение текста (Приложение 1), выделение ключевых понятий.

    1 мин.

    3

    Основная часть.

    Инструктаж по заполнению тематической карты урока (Приложение 2).

    Обсуждение результатов работы творческих  групп по различным экологическим проблемам.

     

    Защита минипроектов творческих групп по глобальным проблемам современности:

    1. Демографическая ситуация в мире.
    2. Проблемы войны и мира.
    3. Загрязнение атмосферы.
    4. Загрязнение гидросферы.
    5. Сокращение биоразнообразия.

     

    1 мин.

     

     

     

    5 мин.

    5 мин.

    5 мин.

    5 мин.

    5 мин.

    4

    Закрепление учебного материала.

    Закрепление учебного материала.

    Выявляют причины глобальных проблем. Выполнение теста. Самопроверка и взаимопроверка           (работа в парах).

    10 мин.

    5

    Подведение итогов урока.

     

     

     

     

     

     

     

    Инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Организация класса для выражения отношения учащихся к обсуждаемым на уроке глобальным проблемам современности. Оценивание учащихся.

    Эссе на тему: «Глобальные проблемы современности – вызов человеку».

    Предлагают меры разрешения проблемной ситуации глобального масштаба государственного и личного характера.

    4 мин.

     

     

     

     

     

     

    1 мин.

     

     

    1 мин.

    6

    Рефлексия.

    Вручение учащимся комнатных растений, как символа хрупкости живого. Пожелание детям: «К красоте прикасайтесь только сердцем».

    Демонстрация желания заботиться о сохранении и процветании живого.

    1 мин.

« Если человечество не найдет сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей безжизненной Земле стоит установить надгробный камень с надписью:

 «Каждый хотел лучшего для себя».

Антуан Сент-Экзюпери

  1. Организационный момент урока (учащиеся сидят за столами в соответствии с исследуемой проблемой).
  2. Создание проблемной ситуации.

 Учитель биологии: Как-то у одной африканской девочки спросили: «Какой ты хочешь быть, когда вырастешь?»  Как бы на этот вопрос ответили Вы? Девочка ответила одним словом - «Живой». 

Я думаю, что каждый из нас  согласится  с ней. Каждый хочет, чтобы жила и процветала наша планета Земля. Человечество сегодня стоит у роковой черты, а вы очень скоро, покинув стены родной школы,  вынуждены будете решать насущные проблемы современности.

В качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова Антуана Сент-Экзюпери. Хочется верить, что если каждый человек задумается о той ситуации,  в которой оказалась цивилизация, и будет искать пути решения возникших проблем, то  у нашей планеты Земля не будет такого печального конца.

Давайте выясним смысл понятия «глобальные проблемы человечества».   Работа с текстом (Приложение 1).

Ответ учащихся:

- Глобальными называют проблемы,  которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов.

  1. Основная часть. Обсуждение результатов работы творческих  групп по различным экологическим проблемам.

Учитель биологии:

Сегодня вы выполняете задания согласно инструкции учебно-тематической карты, которая  является вашим помощником и одновременно  показателем  эффективности работы на уроке.

Почему сегодня, в 21 веке, мы говорим о глобализации проблем, стоящих перед человечеством? Ведь век 19 передал нам в наследство еще «цветущий и зеленый мир». Что же произошло в веке 20?

Цивилизация достигла очень многого: она заставила атом работать на человека, покорила космос, научилась создавать комфортный микроклимат.

На протяжении прошлого столетия объём промышленного производства возрос в 100 раз, а это создаёт невыносимые нагрузки на природу,  что и привело к её всё более быстрой и масштабной деградации. По оценкам экологов, природа может восстанавливаться, если потребляется 1% первичной продукции, а сейчас изымается 10% продукции. Почему? (Рассуждения учащихся).

Учитель экономики и географии:

Очерчивает круг глобальных проблем и предлагает исследовать связь экологических, экономических и демографических проблем.

Защита учащимися проекта по теме: «Демографическая ситуация в мире».

Учитель: предлагает, решив задач, определить площадь территории,  комфортной для проживания человечества. 

Задача: Население Земли на 1.01.13 года составляет более 7 млрд. человек. Известно, что усредненная потребность одного человека в жилых и производственных помещениях составляет 100 м2, в инфраструктуре — еще 100 м2, в сельскохозяйственных угодь­ях — 16600 м2, в лесе — 700 м2. Всего же на Земле площадь пригодной для жилья суши составляет 100 млрд. га.

Сколько человек может разместиться на этой территории относительно комфортно, т. е. исходя из представленных нор­мативов?

Решение.

1)     100 м2 + 100 м2 + 16600 м2 + 700 м2 = 17500 м2 (или 17,5 га)- суммарная потребность в площади суши на одного человека.

2)      Определим, какое количество людей может проживать на пригодной для этого площади земной суши (100 млн. м2):

100 млрд. га  :   17,5 га =  5,7 млрд.  человек.

Вывод (делают учащиеся):

- Пригодной для жизни суши - уже не хватает!

Учитель биологии:

 Во все исторические эпохи войны накладывали заметный отпечаток на развитие человеческой цивилизации. Только в ХХ в. в двух мировых и многих локальных войнах погибло более 100 млн.человек, но никогда прежде не было такой реальной угрозы уничтожения целых стран и даже континентов. Она возникла  во второй половине ХХ века в связи с созданием ядерного оружия.

В мире накоплены чудовищные средства массового уничтожения.  На каждого жителя Земли приходится столько оружия, которого достаточно, чтобы уничтожить все живое 20 раз!

 Защита учащимися проекта по теме: «Проблемы войны и мира».

Вывод (делают учащиеся):

- Создания всеобъемлющей системы безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговли вооружениями, демилитаризации экономики – является приоритетной задачей человечества во имя сохранения жизни на Земле.

Учитель биологии:

Когда-то биологи, давая характеристику человеку, в качестве главного признака выделили определение «сапиенс», а сегодня можно назвать человека Homo разрушающий и мусорящий. Человечество сейчас выводит из нормального кругооборота,  превращая в неразлагающийся мусор, в 2000 раз больше веществ только органического происхождения, чем вся остальная живая природа.

Более того, наращивание масштабов хозяйственной деятельности уже чревато глобальными природными катастрофами.  Давайте обсудим наиболее важные из них.

Защита учащимися проекта по теме: «Загрязнение атмосферы».

Вывод (делают учащиеся):

- Промышленное развитие стран мира сопровождается ростом потребления различных природных видов топлива – угля, нефти, газа. А это приводит к увеличению объемов выброса в атмосферу углекислого газа, что грозит глобальным потеплением климата и повышением уровня океана со всеми вытекающими негативными последствиями.

Учитель экономики и географии:

 Давайте выясним,  какие из стран создают наибольшую экологическую напряжённость из-за выбросов диоксида углерода в атмосферу, решив задачу, используя данные таблицы (Приложение 3).

Вывод (делают учащиеся):

-  Виновниками загрязнения атмосферы диоксидом углерода являются экономически развитые страны с высоким доходом на душу населения, поэтому именно на них лежит ответственность за состояние «легких нашей планеты»

Учитель биологии (читает стихотворение А. Плотникова «Океан»):

 

 

О какой проблеме говорит в своём стихотворении поэт?

Вода — начало всех начал. Когда-то давно в этой воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде.

Появился человек, выросли поселки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать!

В это верится с трудом. Огромную отрицательную роль в загрязнении гидросферы играет антропогенное загрязнение вод суши, главными источниками которого являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство.

За 40 дней плавания по океану экипаж парусного судна «Ра», которым командовал Тур   Хейердал,   так  и   не   увидел   чистой   воды.

Почему наш глобус усыпан черными флажками?

Защита учащимися проекта по теме: «Загрязнение гидросферы».

Вывод (делают учащиеся):

- Без воды жизнь на земле невозможна, но чистой воды на планете становиться меньше. Загрязнение твердыми отходами, попадание в водоемы кислот, ще­лочей, тяжелых металлов, удобрений, пестицидов, фенолов, нефти и неф­тепродуктов, радионуклидов делает воду непригодной для человека.

В будущем необходимо основное внимание уделить мерам по предупреждению загрязнения вод. Для этого необходимо использовать новые методы:  оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные техно­логии.

Учитель биологии:

Перед вами яблоко - представьте себе, что это Земля. Разделим его на 4 части: 3 из них вода, 1/4 суша. Эту четверть разделим на 2 части - получим кусочек, где живут люди - это 1/8 часть Земли. Разделим ее на 3 части: 2 из них - это города, леса, дороги, и только одна - маленькая часть - земля, которую мы используем для сельского хозяйства.

Каково состояние этой малой толики Земли, пригодной для земледелия? Как повлияла цивилизация на сокращение биоразнообразия биосферы?

Защита учащимися проекта по теме: «Сокращение биоразнообразия».

Вывод (делают учащиеся):

- Человек сильно преобразует экосистемы Земли, создавая сельскохозяйственные угодья, города, дороги, промышленные и горнодобывающие предприятия, используя колоссальное количество энергии, влияя, в конечном счете, на всю биосферу. Сокращение видового состава растений и животных тревожит всё прогрессивное человечество.

  1. Закрепление учебного материала.

Обобщающая беседа и выполнение теста учащимися. Самопроверка и взаимопроверка (работа в парах).

  1. Подведение итогов урока.

Учитель экономики и географии:

 Мы обсудили лишь немногие  из многочисленных проблем, угрожающих человечеству. Обобщая  ваши ответы, мы можем назвать причины глобальных проблем.

Ответы учащихся:

- Огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей.

- Неспособность человека рационально распорядиться мощными научно-техническими открытиями.

Учитель биологии:

Как хороша наша планета. Увидят ли ее красоту следующие поколения? Это  зависит от каждого из нас.

 

 «Ты береги нас, береги!»
В тревоги рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!».
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!»
Посмотри на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И губы   шепчут: «Не солгу!
Я сберегу вас, сберегу!»

 

Давайте вспомним, какие меры предлагали исследователи проблем для спасения человечеством биосферы?

Ответы учащихся:

- рационально использовать земли, осуществлять мероприятия по их защите;

- избавиться от огромных военных расходов,  ликвидировав войны;

- заниматься охраной и восстановлением растительного и животного мира;

- остановить уничтожение лесов;

- внедрять новые технологии производства, способные превратить отходы в ресурсы;

- осуществлять государственный контроль за состоянием окружающей среды.

Учитель экономики и географии:

Как вы думаете, достаточно ли только государственных мер, чтобы решить глобальные проблемы, стоящие перед человечеством?

Каков Ваш  посильный вклад в их решение?

Ответы учащихся:

- Пою, призывая  к доброте и миру.

- Высадили берёзки на  аллее выпускников.

- Участвуем в экологической Акции «Наш дом Земля».

- Высаживаем цветы на клумбах, украшая школьный двор.

VI. Рефлексия.

Учитель биологии:

Заканчивая на этой оптимистичной ноте наш урок, мы хотим подарить всем присутствующим маленькие живые подарки (комнатные растения в цветочных горшках), которые потребуют от Вас заботы и душевного тепла, как и всё живое на Земле, потому что хрупко и ранимо.

Пусть девизом Вашей жизни будут слова Антуана Сент-Экзюпери:

«К красоте можно прикасаться только сердцем».

Литература

1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных //Москва «Просвещение» 2011.

2. Лисиц И.В. Экономика. Учебник для 10,11 классов общеобразовательных //Москва «Просвещение» 2012.

3. Экологичность экономик мира // Журнал «География»,  2009.

 № 6.

4. Щукин И.И.  Экология  //  Ростов н/ Д: «Феникс», 2009.

5. Гиперссылка на информационный ресурс:

 http://www.fcior.edu.ru/card/2276/globalnye-problemy-i1.html

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Учитель (28.01.2015)
Просмотров: 932 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: